Ни с чем не сравнимая мощь!

Александровский костёл. Зал органной музыки в Кирове.

Александровский костёл. Фасад.

Сегодня, для того чтобы подпитаться новыми впечатлениями, я впервые в жизни решил сходить на концерт органной музыки. Я уже давно хотел воочию увидеть настоящий орган, и посмотреть, как же на нем играют, но почему-то никак не мог собраться и сделать это. И все же, пару дней назад, приехав по делам в свой родной город Киров (Вятка) и проходя мимо прекрасного здания Александровского костёла – я вдруг остановился и решил больше не откладывать свое желание.

Интерьер Александровского костёла в Кирове.

Интерьер Александровского костёла.

Александровский костёл – ныне концертный зал органной и камерной музыки, на самом деле является Храмом Пресвятого Сердца Иисуса — единственным католическим храмом в городе Кирове. Здание было построено в 1903 году, под управлением молодого, но уже успевшего себя зарекомендовать архитектора И. А. Чарушина. С приходом советской власти – Александровский костёл и его прихожане, как и все религиозные учреждения – прошли сквозь суровые испытания.

После того, как в 1922 году все церковные ценности были реквизированы, храм продолжать работать еще более 10 лет. Когда в 1933 году его всё же закрыли, а здание передали ветеринарному институту – католики Вятки стали собираться на квартирах. Но и это советскую власть не устраивало. Чтобы окончательно покончить с католицизмом на Вятке – в 1937-1938 годах все активные вятские католики были репрессированы, а священник Франциск Будрис возглавлявший в то время приход – был расстрелян.

После этого, в течение многих десятилетий здание переходило от одного владельца к другому, пока в 1989 году не было принято решение произвести реставрацию здания и создать в нём концертно-выставочный зал органной музыки.

Александровский костёл. Кованая люстра и витражи.

Кованая люстра и витражи.

Изготовленный по специальному заказу немецкой компанией «HUGO MAYER» – в 1993 году в здании был установлен концертный орган. Кировский орган – сравнительно небольшой, под стать самому костёлу, но даже он производит на неискушённого слушателя неизгладимое впечатление.  При упоминании органа у большинства людей в сознании возникает образ его фасада, с десятками полированных труб из стали и деревянным обрамлением. На самом деле фасад – это всего лишь прикрытие! Концертные  органы состоят из сотен, а иногда даже нескольких тысяч труб. Кировский MAYER, к примеру, состоит из 1538 (!) труб, большинство из которых спрятано в глубине, за фасадом.
Уникальная акустика помещения, в совокупности с немецким качеством, не могли не сказаться на качестве звучания. Многочисленные исполнители со всего мира, регулярно посещающие Вятку не устают отмечать, что зал соответствует европейскому уровню и является одним из лучших органных залов России по качеству звучания.

Я в свою очередь, как давний любитель акустической музыки ­– также был впечатлён возможностями и качеством звучания инструмента.

Но больше всего меня поразила сложность игры на этом инструменте. Оказывается, играть нужно не только руками, но ещё и ногами! Причем некоторые «ножные» партии, порой, ничуть не уступают по сложности и скорости исполнения «ручным».  Вдобавок к этому, вместо одной клавиатуры – их оказалось четыре! Две для рук и две для ног. Чтобы было еще интереснее, создатели инструмента решили добавить четыре ряда выдвижных рычагов, ну и про ноги тоже конечно не забыли, добавив еще «ножной ряд», чтобы исполнители не расслаблялись. Получился настоящий механический синтезатор, позволяющий прямо во время игры радикально менять звучание инструмента, от лёгких «флейтоподобных» звуков, до громогласных раскатов создаваемых стремительно вырывающимся из огромных стальных труб воздухом.

Вы когда-нибудь пробовали играть на пианино ногами? Если нет, то у вас, наверняка, есть какой-нибудь знакомый, практикующий такое исполнение. Не припомните? Вот и я тоже. А тут – пожалуйста! Но, даже самый могучий виртуоз, при исполнении сложных партий – не в силах совладать с органом в одиночку, и вынужден прибегать к помощи одного, а иногда даже двух помощников, отвечающих за своевременное переключение клапанов. Наблюдая за их работой – сложно представить, что орган ­– это дальний родственник флейты.

Концертный орган Mayer в Кирове.

Концертный орган Mayer в Кирове.

Звук органа весьма своеобразен, и для неподготовленного слушателя может показаться порой слишком звонким, порой заунывным, а произведения, исполняемые на органе, зачастую имеют очень сложный мотив. Для современных обывателей, привыкших к простым и четким мотивам – такая полифония, может оказаться слишком сложной для восприятия, что в конечном итоге может вызвать непонимание органной музыки. Но, ни с чем не сравнимая мощь звучания, сам орган как инструмент, и созерцание процесса виртуозной игры на нём ­­– никого не оставят равнодушными!

Дмитрий Лежнин в Александровском костёле. Концертный зал органной музыки.

Дмитрий Лежнин в Александровском костёле.

Тем, кто до сих пор ни разу не слышал живого звучания органа ­– рекомендую не откладывать это в долгий ящик, а просто собраться, купить билет, и получить настоящее удовольствие!



2 комментар. “Ни с чем не сравнимая мощь!

  1. Анна Варенина 28.02.2013 at 20:42 - Ответ

    Как храму этому помещению явно не хватает особой атмосферы и религиозной атрибутики.
    Присутствие рояля в углу это только подтверждает и придает больше сходства с концертным залом, а не с костелом. Да и рояль красного цвета — это вообще экстрим…

    • Дмитрий Лежнин
      Дмитрий Лежнин 28.02.2013 at 21:51 - Ответ Author

      Да, ярко-красный рояль действительно выглядит неуместно. Он в отличие от органа, наверняка попал в костёл случайно. Он в самый раз подошел бы для дачи какой-нибудь гламурной поп-звезды! Но здесь…

Добавить комментарий для Дмитрий Лежнин Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>